Во время оккупации Херсона российские военные захватили СИЗО и издевались над заключенными — заставляли их работать, пытали за проукраинскую позицию и запугивали расстрелом. Несмотря на это, заключенные передавали информацию украинским военным о расположении и количестве техники врага.
Журналисты «Следствия.Инфо» пообщались с заключенными, которые во время оккупации Херсона следили за российскими военными и передавали информацию ВСУ.
«Начался «русский мир»
В начале марта 2022 года во время оккупации Херсона российские военные захватили местное СИЗО. Тогда оккупантам не удалось договориться с работниками учреждения, написавшими рапорты об увольнении. Россияне назначили «руководителем» изолятора местного коллаборанта Евгения Соболева, а действующего руководителя увезли в неизвестном направлении.
11 мая российские оккупанты вторично ворвались в СИЗО, забросали камеры гранатами и открыли огонь из автоматов.
«До 11 мая СИЗО находилось под украинским флагом, все было. Пока наше руководство и пенитенциарная служба стояли на своем, нас не трогали. А потом начался «русский мир», – вспоминает бывший заключенный Сергей Головко.
Ярослав Сидоров рассказывает, что он вместе с другими заключенными Херсонского СИЗО смотрели телевизор, услышав автоматные выстрелы.
«Взрывы, выстрелы, мы вылезли на окно, а они (русские, — ред.) там за людьми гоняются… Одного парня расстреляли. Он подошел к окну в камере и его сразу расстреляли. Другому гранату в камеру забросили, хорошо, что он сидел и успел в туалет зайти», — говорит Ярослав.
По словам заключенных, на тот момент в СИЗО находились около 600 украинцев.
«ДВАЖДЫ НА ДЕНЬ — «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА»
Заключенные Херсонского СИЗО рассказывают, что оккупанты их избивали, издевались и угрожали убить. С особой жестокостью относились к тем мужчинам, которые говорили на украинском языке.
«Профилактическая беседа, как они это объясняли. Если они слышали украинский язык — это было кое-что… у них были распечатки портрета Степана Бандеры и они рассказывали, что это Гитлер», — говорит Сергей Головко. Муж говорит, что патриотически настроенных людей русские военные бросали в карцер: «получали 15 суток карцера. Некоторые – месяц. Каждый день с утра и вечером «воспитательная беседа» с телесными повреждениями».
Ярослав Сидоров рассказывает журналистам, что россияне провоцировали украинцев выкриками “Слава Украине!”. Некоторые из заключенных автоматически отвечали: “Героям слава!”, после чего оккупанты их выводили из камеры и обратно они не возвращались.
«Человека три исчезло. Три человека как будто умерли, а на самом деле — бог его знает. Из камер вывели, погрузили и вывезли», – говорит Ярослав.
Оккупантам осужденные нужны были для того, чтобы ремонтировать их технику и восстанавливать корпуса СИЗО, в которых они собирались содержать проукраинских херсонцев.
«Осужденные нужны были оккупантам для работы — чинить военную технику на 90-й колонии. Потому что 90-я была производственной зоной, там было все оборудование и плюс территория, ангары», — говорит Сергей.
ПЕРЕДАВАЛИ ИНФОРМАЦИЮ ВСУ
Увʼязнені Херсонського СІЗО шукали можливість допомагати українським військовим на відстані.
Ярослав Сідоров розповідає журналістам, що познайомився з чоловіком, якому передавав координати ворожих ракет і техніки. «Я ховав телефон, видаляв усі повідомлення, часто змінював акаунт, скидав налаштування, щоб там нічого не було, повністю все видаляв», — каже Ярослав. Чоловікові вдалося налагодити
справжню шпигунську мережу у місті: «У мене були знайомі у Херсоні. Також до нас у камеру закривали людей, які вже знали де і що, тому що по місту ходили. Всі точки передавались, відбивались нормально».
Ярослав розповідає, що завдяки його інформації, ЗСУ змогли завдати точні удари по окупантських штабах: «Фіксував і фотографував, де склади, де вони проживають. За моїм наведенням точки 4 розбили: 2 склади за територією 90-ої колонії, тренувальна школа боксу на острові й ще пару будівель».
Коли окупанти почали шукати серед в’язнів, хто здає їхні позиції, українські військові просили Ярослава, щоб він нічого не робив і поводився тихо, аби не наражати себе на небезпеку.
«Але я все одно діставав телефон і робив. Мені й в камері говорили, якщо спіймають, то тебе просто розстріляють», — згадує Ярослав. Окупанти повели чоловіка з мішком на голові у промзону, поставили на коліна перед викопаною ямою й почали вибивати зізнання.
«Зняли мішок, а там яма «10 на 10» викопана, можливо навіть для нас… Над головою стоїть і каже: «давай, розповідай». А в мене думка: розповім — уб’ють, не розповім — теж уб’ють. Вони постріляли ось це над головою, одягнули мішок на голову й потягнули назад, сказали, що ще викличуть», — згадує чоловік.
За словами Ярослава, в камері всі знали, що він допомагає ЗСУ, і йому відомо про щонайменше кількох людей, які також повідомляли українським військовим координати ворожої техніки. Після звільнення Херсона ув’язнених перевели в інші СІЗО.
Сергій Головко пригадує звільнення Херсона українськими захисниками з особливою радістю: «Коли побачив, що наші хлопці зайшли, то це були найшикарніші миті життя, коли ти бачиш, що Україна повернулась у Херсон».
Сейчас Сергей отбывает наказание в Николаевском СИЗО, но в ближайшее время уволится, после чего планирует пойти защищать Украину: «Я уйду. Я буду уходить. Я увольняюсь, подаю бумаги и буду идти в ВСУ».
Ярослав также собирается вступить в ряды украинской армии и воевать с оккупантами уже с оружием в руках.
«Я – гражданин Украины. Если я не уйду, то мне стыдно будет… Я здоровый парень и могу пойти защищать Украину», – говорит мужчина.
Фрагмент переписки Ярослава Сидорова с ВСУ
Оригінал: https://www.slidstvo.info/warnews/koly-tebe-dvichi-stavliat-pid-stinku-vzhe-ne-strashno-iak-v-iazni-khersonskoho-sizo-shpyhuvaly-dlia-ukrainskykh-viyskovykh/?fbclid=IwAR3sn9iVvygGbgxTOfavZAaclUiOLbELp1MjGFBDeRwbhxRh639EuFM_8Pg